Обследование жилого дома в г.Челябинск

Проведено обследование и оценка технического состояния каркаса 19-ти этажного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного в Курчатовском районе г. Челябинска.

 

Заключение составлено по результатам оценки технического состояния каркаса здания: железобетонных колонн, железобетонных ригелей, железобетонных плит перекрытий, монолитных участков.
В комплексе работ по оценке технического состояния строительных конструкций нашими специалистами были выполнены следующие мероприятия:
- визуальное обследование конструкций с проведением необходимых замеров их сечений;
- фотографирование;
- оценка предоставленной исполнительной документации;
- выборочное вскрытие защитного слоя бетона конструкций;
- отбор образцов клеевой смеси для испытаний разрушающими методами контроля;
- инструментальное обследование строительных конструкций методами неразрушающего контроля;
- исполнительные схемы строительных конструкций здания;
- составление данного «Заключения».

Жилой дом  представляет собой восемнадцатиэтажное прямоугольной конфигурации в плане сооружение размерами в осях 25,800х16,700 м с подвалом и техническим этажом. Высота подвала составляет 2,800 м, 1-го этажа – 3,600 м, типового – 3,000 м, технического этажа – 2,450 м. Отметка верха плит покрытия технического этажа составляет +56,750 м. Отметка верха плит покрытия машинного отделения  + 59,570 м.
Каркас здания сборно-монолитный межвидового применения состоящий из: сборных железобетонных колонн сечением 600х400 мм и 400х400 мм; сборных железобетонных ригелей таврового сечения 400х220 (h); сборно-монолитных перекрытий толщиной 220 мм; диафрагм жесткости.
Пространственная жесткость здания обеспечивается за счет установки железобетонных диафрагм, жестких сопряжений ригелей с колоннами, а также создания дисков перекрытий путем замоноличивания стыков и монолитных участков.
Степень огнестойкости здания – I. Класс функциональной пожарной опасности здания – Ф 1.3 (многоквартирный жилой дом).
На момент обследования здание находится в процессе строительства, возведено 18 этажей железобетонного каркаса.
Документация на здание заказчиком предоставлена в виде:
- рабочего проекта «Конструкции железобетонные. Каркас. Диафрагмы жесткости»;
- рабочего проекта «Конструкции железобетонные. Плиты перекрытий»;
- результатов расчетов КЖ.РР1;
- исполнительных геодезических схем колонн каркаса;
- сертификата соответствия и документа о качестве «С 20-13» на смесь сухую быстротвердеющую ремонтную «EMACO Fast Fluid W».
Паспорта на сборные элементы (заводского изготовления) железобетонного каркаса, акты скрытых работ, акты приёмки работ, журналы производства работ отсутствуют или не предоставлены.

В результате оценки исполнительной технической документации выявлены следующие нарушения действующих правил ведения нормативно-технической документации на строительной площадке:
- отсутствует общий журнал производства работ, журнал входного контроля качества материалов и изделий;
- заключения лабораторного исследования бетонной смеси контрольных образцов;
- специальные журналы работ, включая журнал бетонных работ, температурные листы в период производства работ при отрицательных температурах с отражением контроля качества (метод, объем, вид регистрации контролируемых параметров);
- отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ.
При анализе исполнительных схем колонн по ярусам выявлены превышения предельных отклонений:
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 1 яруса до 25 мм в 75% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 40 мм в 75% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 2 яруса до 20 мм в 78% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 26 мм в 75% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 3 яруса до 25 мм в 95% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 26 мм в 55% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 4 яруса до 27 мм в 100% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 85 мм в 86% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 5 яруса до 80 мм в 100% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 88 мм в 86% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 6 яруса до 81 мм в 100% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 74 мм в 64% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 7 яруса до 74 мм в 100% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 66 мм в 83% смонтированных колонн;
- осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении колонн 8 яруса до 65 мм в 97% смонтированных колонн, а также отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении до 61 мм в 78% смонтированных колонн.

Ведомость дефектов

Разрушение клеевого состава. Расслоение бетонной смеси. Разрушение защитного слоя бетона без оголения арматуры, вследствие скопления и замерзания воды в пустотах плиты перекрытия.

 Протокол измерения прочности - скачать (PDF)

Материалы для повторного расчёта каркаса.
По результатам натурного обследования выявлено отсутствие заделки арматуры в колонны в ряде стыков. Ввиду отсутствия совместной работы арматуры и бетона колонн рекомендуется ввести в расчётную схему железобетонного каркаса:
- шарниры в монтажных стыках колонн;
- разрешить горизонтальные перемещения в стыках колонн.
Восприятие перерезывающих сил в монтажных стыках силами трения рекомендуется не учитывать (все горизонтальные силовые факторы воспринять диафрагмами жёсткости).
Образование шарниров в монтажных стыках колонн.

По результатам натурного обследования ригелей перекрытий выявлено наличие промороженного бетона в сжатых (нижних) зонах узлов сопряжения с колоннами на 16-м и 17-м этажах. Повторным расчётом элементов каркаса рекомендуется уточнить усилия, возникающие при образовании шарниров в монтажных стыках колонн с учётом фактических прочностных показателей материалов.

Фундаменты здания не обследовались ввиду отсутствия необходимости.
Колонны каркаса – сборные железобетонные сечением 400х600 мм до отметки +16,770 м, сечением 400х400 мм с отметки +16.770 до отметки +56.330 из бетона класса В40.
Схемы расположения, фактические расчётно-конструктивные и геометрические схемы соответствуют исходному проекту.
В результате сплошного визуального осмотра и частичного (до 20%) вскрытия защитного слоя бетона штепсельных монтажных стыков колонн по всему зданию, выявлены следующие дефекты и повреждения:
- усадочные трещины (длиной до 300 мм и шириной раскрытия до 0,3 мм) в защитном слое бетона колонны по оси «2с», ряду «Гс», вызванные дефектом изготовления колонны;
- смещение колонны от проектного положения при монтаже по оси «4с», ряду «Гс» в сторону ряда «Дс»;
- неполное заполнение и/или отсутствие клеевого состава в стаканах штепсельных стыков;
- наличие незатвердевшей клеевой смеси в стаканах штепсельных стыков;
- неполное заполнение или отсутствие клеевого состава горизонтального участка штепсельного стыка колонны по оси «4с», ряду «Дс» на отметке +25,770 м;
- участки ремонта штепсельных стыков колонн 9-го этажа;
- незначительные дефекты опалубки монтажных стыков колонн;
- несоответствие клеевого состава проектным показателям с отметки +4,770 до отметки +25,770. С отметки + 25,770 до отметки +52,770 клеевой состав соответствует проектным показателям.
По внешним признакам состояние железобетонных колонн оценивается: с отметки +4,770 до отметки +25,770 как ограниченно работоспособное; с отметки +25,770 до отметки +52,770 как работоспособное.
Ригели сборные железобетонные таврового сечения сборной части 400х220(h) мм из бетона класса В30, армированные прутком из арматуры класса А500С. Схема расположения, фактические расчётно-конструктивные и геометрические схемы соответствуют исходному проекту.
В результате осмотра и частичного вскрытия железобетонных ригелей выявлено:
- промораживание бетона в узлах примыкания ригелей к колоннам на 16 и 17 этажах, отметки +48,300; +51,300;
- расслоение и недостаточное уплотнение бетонной смеси в узлах сопряжения железобетонных колонн и ригелей;
- прогиб ригеля, вызванный дефектом устройства опалубки.
По внешним признакам состояние железобетонных ригелей, узлов сопряжения железобетонных колонн и ригелей оценивается как работоспособное, за исключением узлов сопряжения железобетонных колонн и ригелей на 16 и 17 этажах, отметки +48,300; +51,300 состояние которых оценивается как ограниченно работоспособное.
Перекрытия выполнены в сборно-монолитном варианте и представляют собой жесткий горизонтальный диск с жесткой заделкой в узлах колонн. Схемы расположения, фактические расчётно-конструктивная и геометрическая схемы соответствуют исходному проекту. В результате осмотра перекрытий выявлены следующие дефекты и повреждения:
- местные разрушения (сколы) защитного слоя бетона с оголением арматуры и без оголения, возникшие вследствие скопления и замерзания воды в пустотах плит перекрытий третьего, четвертого, шестого, восьмого, одинадцатого этажей;
- трещины шириной раскрытия до 0,5 мм в защитном слое бетона, вызванные скоплением и замерзанием воды в пустотах плит перекрытий;
- промораживание бетона монолитных участков на 17 этаже (отметка +51,300).
По внешним признакам состояние перекрытий оценивается как работоспособное за исключением плит перекрытий и монолитных участков, состояние которых оценивается как ограниченно работоспособное.
Диафрагмы жесткости сборные железобетонные, установлены по осям «2с», «3с», «4с», «5с», «8с», по рядам «Гс», «Дс». Схемы расположения, фактические расчётно-конструктивная и геометрическая схемы соответствуют исходному проекту. В результате осмотра диафрагм жесткости прямых и косвенных дефектов и повреждений, влияющих на несущую способность, не выявлено. По внешним признакам состояние диафрагм жесткости оценивается как исправное.